Президент подписал закон «О медиации»

внесудебный способ урегулирования спора, история развития медиации,программ обучения медиаторов, осуществлять деятельность медиаторов, процедура медиации Президент РФ подписал закон  «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Медиация – это внесудебный способ урегулирования спора между сторонами при участии и под руководством третьего нейтрального лица – посредника, не наделенного правом вынесения обязательного для сторон решения.  При  медиации две и более стороны встречаются с третьей стороной, которая, задавая вопросы, выслушивая мнения, помогает прийти к соглашению, которое бы устроило всех. Данный институт альтернативного разрешения конфликтов давно известен международному праву.

Проект закона был внесен в Государственную Думу Президентом РФ.

История развития института медиации относится к 70-м годам XX века. Значительное распространение данный институт получил в США. В настоящее время, в результате глобализации, различные примирительные процедуры нашли свое отражение и в законодательстве ряда европейских стран. Ориентиром  может служить Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре 2002 года и рекомендации Совета Европы:  О семейном посредничестве (1998) и О посредничестве в гражданско-правовой сфере (2002).  Некоторые европейские государства учредили специальную должность судьи или иного работника судебного аппарата, главная функция которого – содействие примирению сторон (мировой судья в Италии, Греции, Испании, судебный примиритель во Франции). Есть немало стран, в которых примирительная процедура устанавливается как обязательная стадия судебного разбирательства (в Финляндии – по всем гражданским делам). Под руководством суда стороны могут обратиться к посреднику, причем в одних странах это просто дозволяется (Бельгия, Франция), в других – это поощряется (Италия, Испания, Швеция), а в некоторых является обязательным в определенных категориях споров (в Бельгии по вопросам сельскохозяйственной аренды и трудовым спорам).

До этого проекта  в Государственную Думу РФ  вносился проект  закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)».Указанный выше законопроект так определяет процедуру медиации: «примирительная процедура (медиация) – процедура урегулирования спора между сторонами с помощью лица, именуемого посредником.

Статья вторая названного нами законопроекта предусматривает, что:

«1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям по урегулированию споров, возникающих в сфере гражданского оборота и связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности российскими и иностранными организациями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства. 2.Настоящий Федеральный закон применяется также к отношениям по урегулированию споров, возникающих из трудовых, семейных и иных отношений, если иное не вытекает из федерального закона и существа соответствующих отношений».

В принятом Федеральном законе предмет правового регулирования определяется следующим образом:

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

Ранее положения, которые связаны с решением споров во внесудебном порядке, были закреплены в АПК РФ. В п. 5 ст. 4 АПК РФ указано, что если для определенной категории споров предусмотрен досудебный порядок урегулирования, то спор подлежит передаче в арбитражный суд только после соблюдения такого порядка. В ст. 138 АПК РФ предусмотрена возможность разрешения конфликта не только посредством мирового соглашения, но и при помощи других примирительных процедур.

Процедурой медиации в законе называется способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиация проводится на принципах законности, равноправия сторон, конфиденциальности информации, ставшей известной посреднику и сторонам в ходе медиации, а также на принципе беспристрастности и независимости посредника. Из данных принципов вытекает особенности отношений, которые будут регулироваться с помощью медиации. Законодатель видит основное применение процедуры медиации в урегулировании гражданско-правовых споров, причем, не устанавливая закрытого перечня отношений. О каких «иных отношениях» говорит законодатель? Попытаемся предположить.

На наш взгляд, дела частного обвинения также можно разрешать с помощью данного института. Назовем несколько причин: во-первых, в данных делах отсутствует публичный интерес, дела начинаются по воле стороны и могут быть окончены примирением, во-вторых, пострадавшие лица крайне редко подают заявление о возбуждении дела частного обвинения по причине нежелания идти в суд и, наконец, суды сами не заинтересованы в рассмотрении этой категории дел, так как достоверных доказательств  стороны предоставить не могут. Медиация в этом случае подходит как нельзя лучше. Стороны не подвергнуты «стрессу судебного заседания», заинтересованы в разрешении конфликта, достижения консенсуса. Также необходимо отметить, что споры частно-публичного характера,  по нашему мнению,  не могут разрешаться с помощью процедуры посредничества в виду присутствия публичного интереса, заведомого неравенства субъектов, а также тяжести деяния, хотя в литературе встречаются и другие мнения.

Сложнее дело обстоит с административными спорами, так как административные отношения предусматривают  неравенство субъектов. «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2008 годах» предусматривает  внедрение механизма досудебного  обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц. Концепция проекта федерального закона «О внесудебном порядке оспаривания гражданами и организациями решений и действий (бездействия) органов публичной администрации» предусматривает создание квазисудебных органов – апелляционных комиссий – коллегиальных органов, которые бы стали второй инстанцией по рассмотрению жалоб граждан. Пока не определено, каким образом эти коллегии должны формироваться, но предполагается обязательное участие правозащитников и представителей общественных организаций. На наш взгляд, данная модель далека от «чистой» медиации, так как, во-первых, нарушается принцип независимости и беспристрастности посредника, в данном случае государственный орган не может быть независим и беспристрастен по определению, во-вторых, медиатор не должен быть активен, он должен обеспечить условия для обсуждения причин спора и возможности консенсуса. Данная модель, при ее внедрении, может считаться особым институтом альтернативного разрешения конфликтов. Например, в Германии развита юстиционная медиация, когда суд сам назначает медиатора из судей, но в данном случае независимость и беспристрастность являются важнейшим атрибутом статуса судьи, в случае же с апелляционными комиссиями вопрос о равенстве сторон  и беспристрастности не может быть решен однозначно. Если функции апелляционных коллегий будут переданы в рамках аутсорсинга, то данная модель   ближе к медиации – хотя стороны фактически неравны, юридически они обладают одинаковыми правами, а посредник сохраняет независимость и беспристрастность.

Несколько слов о применении медиации к гражданско-правовым спорам. Прибегать  к процедуре посредничества субъектам гражданского оборота стоит  в тех случаях, когда стороны ограничены во времени, в средствах, хотят сохранить конфиденциальность, либо надеются на сохранении дальнейших отношений, например в сфере предпринимательской деятельности. Применение медиации значительно снизит загруженность судов, повысив тем самым качество судебного разбирательства. Но, кроме плюсов медиации, существуют и некоторые существенные проблемы.

Одной из таких проблем является отсутствие программ обучения медиаторов, посредником может быть не любое лицо, это должен быть не просто юрист, но и психолог. Сейчас проводятся дорогостоящие курсы по обучению профессиональных медиаторов, но государственного стандарта нет, а, значит, возможны случаи мошенничества и непрофессионализма.

Медиатором в соответствии с законом является  независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Но такой программы пока не установлено.

Следующая проблема – исполнение соглашений, заключенных по окончании медиации. Вначале, при подготовке  проекта планировалось исполнение через нотариальную контору, т.е. когда соглашению, которое заключают между собой стороны, придается сила исполнительного документа, но при дальнейшей подготовке данные положения были исключены. Сейчас вышеназванное соглашение является гражданско-правовой сделкой или же может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения.

Новый закон о медиации – важный шаг для развития правового поля страны

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

Статья с сайта юридической фирмы «Правовые решения» г. Вологда. Арбитражные споры.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.